НазадК работам

ВИДЕНИЕ РОДИНЫ      

Изобразить то, что привиделось в счастливом сне, изобразить свою мечту, едва ли не главный стимул для любого художника. Но увидеть в жизни подтверждение тому, о чем мечтал и что тайно любил - редкость. В этом случае произведение, не отрываясь от реальности, становится возвращением в мечту. Так, бросая взгляд на мир вокруг себя и вновь окунаясь в глубины своего воображения, художник влечется к холсту и бумаге, берется за кисть. «Живописцы, окуните ваши кисти....» - собственно, это и называется «Актом Творчества».....

Живопись и акварели Ирины Азизян находятся в этом ряду. Перед нашими глазами возникает от листа к листу, от холста к холсту, ее Армения, ее дом и семья, ее подмосковные и волжские пейзажи.   Мир,  который  окружал  ее  в  действительности, соответствовал ее мечте, в акварелях и в живописи осуществлялось желание закрепить их, не дать им исчезнуть, передать окружающим во владение и наследство.

Меньше всего это рисунки и картины выглядят работами архитектора (Ирина Азизян - архитектор), нет в них и отсвета трезвого анализа или желания разместить себя в «истории современного искусства» (Ирина - известный теоретик-искусствовед). Творчеством оказалось нечто более личное, более воздушное и очищенное от реальных событий и неурядиц, от конкретных сложностей нашего существования и теоретических медитаций. Творчеством оказалась отдельная зона, нечто другое. Ряд работ Ирины Азизян служит своего рода приглашением, обращенным к зрителю, он вовлекается в особый мир, в диалог, к которому внутренне готов - ведь такой другой мир есть у каждого из нас...

Самую весомую часть картин и рисунков Ирины Азизян составляют те, что посвящены Армении. Забавно, но привычное для нашего уха и произносимое то с надрывом, то с улыбкой словосочетание родина предков оказалась для нее, коренной москвички, реальностью. Армения стала для художницы найденной обетованной землей. В какой мере при первых путешествиях Ирины Азизян в Армению в ее душе возникло некое «генетическое узнавание», трудно судить, но земля и люди южной республики захватили и покорили ее. Она начинает каждый год ездить с этюдником по Армении, вглядываться в морщины скал и иссеченные временем лица стариков, она пытается уловить непривычно-яркую окраску южного дня, сближается с людьми, входит в их круг и в ритм их существования. Завязываются дружеские связи с художниками Армении, Ирина получает своего рода «путевку в жизнь»: «Продолжай», говорит ей Минас Аветисян, разглядывая привезенные из поездок этюды, «должно получиться!» Именно под крылом такого признания, с такой, как сказали бы сегодня, подачи, из архитектора, зарисовывающего виды и типаж, с годами вырастает художник.

Разглядывая работы Ирины Азизян, понимаешь, что их форма, сама их изобразительная система, укоренены в 1960-х годах. Это было время, уже ставшее историей, особое для нашей культуры время «оттепели», а в искусстве - собственного варианта нео-реализма, так называемого «сурового стиля». 1960-е стали временем первого погружения Ирины в изобразительное творчество. Но для молодой художницы особой удачей было уже выделенное нами обстоятельство - тема ее работ (Армения, мирный дом, люди, которых любишь и которые любят тебя) совпадала с репертуаром армянской живописи тех лет.

Живопись Армении занимала в 1960-х особое место среди национальных школ: в ней проявлялись характерные для середины столетия поиски, но поиски эти не ограничивались понятием искренность, вера в перемены, показ наших трудных будней и пр., в них не было горечи разоблачений. Пафос был в другом. Под сенью творчества живого классика - Мартироса Сарьяна - возникала живопись как таковая, способная наладить свободное дыхание путем эмоциональной окраски всего сущего и его преображения на плоскости холста. Мир мечты спокойно накладывался на видимый мир и так же спокойно переносился на горячий холст и горящую под напором чувств бумагу. Это были поиски гармонии, попытка подойти к основам миропорядка.... Так работали молодые художники рядом с Ириной, так начала работать и она. Поразительно другое - мелодия и задача тех ярких и безусловно оптимистических лет сохранились в ее творчестве навсегда. Она осталась верной программам своей юности.

С упорством (и тут трудно сказать, откуда оно берется , что это - творческая позиция или женское постоянство) найденный когда-то оптимизм, изобразительная манера и круг сюжетов были донесены художницей до отнюдь не способствующих подобной стойкости, разрушительных 1990-х.... Впрочем, есть и другое объяснение верности раз избранному пути - ностальгия по собственной молодости, постоянное желание сохранить ее образы в чистоте, неподвластной тлению. Отсюда - сила и убедительность лучших работ Ирины Азизян.

Среди холстов и акварелей художницы нетрудно выделить группы - пейзажи как таковые, пейзажи с историческими памятниками, натюрморты, интерьеры со сложным решением пространства, с зеркалами и собственной фигурой, отраженной в зеркалах, с сидящими и музицирующими сыновьями. В этих последних, пожалуй, наиболее полно воплотился лирический дар художницы. Все тут на своем месте, все дышит в воздухе среды, все предельно естественно. Персонажи могут встать и выйти из кадра, могут остаться в интерьере навсегда, могут переместиться, передвинуться - неважно! Это тот облюбованный мир, в котором близкие люди уместны, в котором они навсегда укоренены. Мир Дома, как Знака стабильности и вечности.

Интимность ценится сегодня в искусстве, пожалуй, не меньше чем пафос «общего дела». Лирика, чистая лирика, способность говорить о себе откровенно, но без сантимента. Мы, люди конца XX столетия (и начала 2-го тысячелетия!), ищем в искусстве в первую очередь черты лирического высказывания и бываем счастливы, найдя их. По-видимому, поиски себя, своего Я, острые и драматичные поиски ценности своего краткого существования, выдвигаются сегодня на первый план, а ответ на эти поиски становится одной из главных духовных ценностей времени. Именно потребности современного зрителя - второго участника вечного диалога искусства - отвечают скромные и одновременно - значительные картины, созданные за 40 пролетевших перед нашими глазами лет архитектором, теоретиком искусства и художником Ириной Азизян.

Доктор искусствоведения
Нонна Степанян

18.06.1997, Москва

<Вход> <Художники> <Коллекция ссылок> <Коллекция игр>
<Софт-Коллекция> <Об этом сайте> <Принять участие> <Контакт>
<Гостевая книга>